RSS

Шагаем по Москве: столица в фильмах Георгия Данелии

Подписаться на новости
25.08.2020
25 августа одному из главных советских режиссеров — Георгию Данелии исполнилось бы 90 лет. Он ушел из жизни в прошлом году. На фильмах Данелии выросло несколько поколений, их до сих пор с удовольствием пересматривают и цитируют. История создания самых любимых зрителями фильмов Данелии и места в Москве, где проходили их съемки, — в материале mos.ru.
 
GL(175010).jpg

«Я шагаю по Москве», 1964 год

Фильм, принесший первый большой успех режиссеру (Данелия был удостоен специального упоминания на 17-м Каннском кинофестивале), появился буквально из ничего.

Молодой сценарист Геннадий Шпаликов пришел к Георгию Данелии с сюжетом, больше похожим на зарисовку: во время дождя по городской улице босиком, размахивая туфлями, идет девушка, а следом за ней медленно едет промокший велосипедист. На вопрос Данелии о том, что происходит дальше, Шпаликов туманно ответил: «Придумаем». Придумывали долго — Шпаликов писал поэтические зарисовки, Данелия переводил их на язык киносценария. Кстати, текст заглавной песни, которую поет в фильме Никита Михалков, тоже написал Шпаликов.

Но термин «лирическая комедия», который придумал Данелия специально для обозначения жанра их фильма, не связан с поэтическим языком его соавтора. По легенде, члены художественной комиссии спросили молодого режиссера: если это комедия, то почему им не смешно? И он быстро нашел, чем объяснить этот парадокс.

У простых зрителей вопросов не возникало: им было и смешно, и интересно. Особенно жадно смотрели фильм в провинции: Москва предстала на экране такой светлой, чистой и юной, полной добрых людей и интересных историй, что в столицу хлынула масса ребят и девушек. Они мечтали погулять по тем же местам, что и метростроевец Коля — герой Никиты Михалкова, гость из Сибири Володя Ермаков (Алексей Локтев) и продавщица пластинок Алена (Галина Польских).

Помните, Володя в начале фильма ищет Строительный переулок «где-нибудь в районе Черемушек»? Такого переулка не было и нет. В его роли в фильме выступает Кривоарбатский. Милого стеклянного кафе, которое после выхода «Я шагаю по Москве» в окрестностях Арбата долго искали кинозрители, тоже не было — его специально для съемок выстроили декораторы.

В одной из первых сцен фильма Коля и Володя прогуливаются вдоль Чистых прудов. Начитанный Володя рассказывает их историю о том, что раньше они назывались Грязными, благодаря чему москвич Коля быстро вычисляет в нем приезжего. Здесь же Володю кусает собака, после чего герою приходится пойти домой к Коле, чтобы привести в порядок брюки.

1_Chistoprydniibylvar.jpg

Помните застенчивого жениха Сашу (Евгений Стеблов), который то ссорится, то мирится, то снова ссорится со своей невестой Светой? После череды недоразумений он все же идет с ней в загс — глаз знатока столицы легко опознает в нем сегодняшний отдел ЗАГС Гагаринского района. По дороге на свою свадьбу Саша забегает за букетом в цветочный магазин. Сегодня вместо цветочного — киоск с мороженым. А загс по-прежнему стоит на своем месте и со вторника по субботу принимает таких же взволнованных женихов и невест.

Вечером ребята вместе с присоединившейся к ним Аленой отправляются в одно из самых популярных мест отдыха москвичей — Парк имени Горького. Мы видим здесь колоннаду центрального входа, Ландышевую аллею, кафе, Зеленый театр, в котором проходит концерт, танцплощадку, через которую пробегают главные герои. Из парка они выходят на ночную набережную, откуда любуются на метромост на Воробьевых горах, в то время называвшихся Ленинскими.

Мы прощаемся с героями на станции метро «Университет», которая тогда была конечной точкой Сокольнической линии. Внимательные зрители сразу вычислили закравшийся киноляп: Коля уезжает отсюда в сторону, куда метро еще не шло, — к современным станциям «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная».

6_metroYniversite.jpg

«Джентльмены удачи», 1971 год

Следующей большой народной любовью стали «Джентльмены удачи» — главный советский кинохит начала 1970-х. Успех был просто ошеломительный: картина стала лидером проката, ее посмотрели более 65 миллионов зрителей и — первый индикатор успеха комедии — моментально расхватали на цитаты.

Многие ошибочно считают Георгия Данелию режиссером картины, но на самом деле ее снял Александр Серый. Данелия написал сценарий вместе с Викторией Токаревой и похлопотал, чтобы дали добро на съемки. Александр Серый был другом Данелии и человеком непростой судьбы. В юности, будучи студентом Высших режиссерских курсов, он получил серьезный тюремный срок за то, что избил человека, приревновав невесту. Отсидев, долго не мог найти работу. Данелия решил поддержать товарища и предложил ему снять фильм по своему сценарию. Позже он рассказывал: «Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он».

После Серый снял еще две комедии — «Ты — мне, я — тебе» и «Берегите мужчин!», но успеха «Джентльменов удачи» они не повторили.

Одна из первых московских сцен фильма снята в районе Проспект Вернадского. Герой Евгения Леонова — интеллигентнейший директор детского сада Евгений Иванович Трошкин — выходит из дома 49 на проспекте Вернадского, перебрасывается парой фраз с дворничихой Машей. Еще не подозревая, что он, оказывается, двойник вора-рецидивиста по кличке Доцент, он спешит к автобусной остановке — пора на работу.

Интересно, что детский сад, в котором работает его герой, на самом деле находится на улице Удальцова, то есть совсем рядом с домом, в котором живет Трошкин. Ехать на автобусе в реальности ему не было бы нужно, но сценаристы пожертвовали географической точностью, чтобы появилась уморительная сцена случайной встречи и опознания. В автобусе Трошкина замечает профессор Мальцев, принимает его за Доцента и начинает тайное преследование. Ничего не подозревающий Трошкин приезжает на Ленинский проспект, останавливается там у стендов с газетами и идет к малышам, которые готовятся к новогодней елке.

2020-08-18_23-42-42.jpg

К дому Трошкина мы возвращаемся в середине фильма, когда герой (уже в обличии Доцента), Косой (Савелий Крамаров) и Хмырь (Георгий Вицин) идут «грабить» квартиру Евгения Ивановича. А Василий Алибабаевич (Раднэр Муратов) остается около дома, чтобы отгонять случайных прохожих фразой, ставшей крылатой: «Ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадет — совсем мертвый будешь». Совестливый герой, случайно попавший в компанию негодяев, признается уже знакомой нам дворничихе в том, что он, «шакал паршивый», сидит на шухере. Это приводит к еще одной забавной сцене погони.

Еще незабываемая сцена разворачивается в Старопименовском переулке. Герои, переодетые в женскую одежду, здесь встречают симпатичную девушку. Герой Савелия Крамарова пытается с ней познакомиться. Что она ему отвечает, мы все помним. В этом эпизоде снялась актриса Светлана Старикова, известная зрителям по «Заставе Ильича» и многим другим картинам.

2020-08-19_00-26-36.jpg

Пожалуй, самая цитируемая фраза из картины — это «Кто же его посадит? Он же памятник». Ее произносит Косой, когда герои едут вместе со старшим лейтенантом милиции Славиным, переодетым в таксиста. Олег Видов, сыгравший милиционера под прикрытием, срывал съемки сцены несколько раз. Каждый раз после реплики Крамарова он покатывался со смеху, по лицу актера текли слезы. Ему поправляли грим, но потом все повторялось. В итоге актер попросил, чтобы ему разрешили в этой сцене разговаривать с Крамаровым, не глядя на него. Как мы помним, «мужика в пиджаке» герои все-таки нашли — это памятник Лермонтову, расположенный вблизи Красных Ворот.

«Мимино», 1977 год

При работе над этим фильмом Данелия выступил в качестве режиссера и написал сценарий в соавторстве все с той же Викторией Токаревой и Ревазом Габриадзе. Изначально фильм должен был назваться «Ничего особенного», но режиссер решил поменять его на «Мимино» — это позывные главного героя, пилота вертолета в небольшом грузинском горном селе. В переводе с грузинского языка «мимино» означает «ястреб-перепелятник» (сам герой, однако, предлагает другой перевод — «сокол»).

Мимино, он же Валико, он же Валентин Константинович Мизандари, решает переехать в Москву и попасть в большую авиацию, влюбившись в стюардессу Ларису Ивановну (Елена Проклова). Так начинаются московские, а потом и международные приключения героя, которого сыграл один из любимых актеров Данелии — Вахтанг Кикабидзе.

Мимино селится в гостиницу «по блату», под видом участника конференции эндокринологов. Номер он будет делить с армянским шофером Рубиком, он же Рубен Хачикян (Фрунзик Мкртчян), который тоже получил роскошное жилье чудом. Отсюда Мимино будет безуспешно пытаться назначить свидание героине Прокловой, здесь же прозвучат роковые слова: «Ларису Ивановну хочу».

На утро после бурных танцев в гостиничном ресторане Мимино и Рубик завтракают в буфете гостиницы, откуда открывается прекрасный вид на Васильевский спуск и Кремль. Сегодня такой ракурс можно поймать с одного из холмов парка «Зарядье», который располагается на месте гостиницы «Россия», прекратившей свою работу в начале 2000-х годов.

2020-08-19_14-08-55.jpg

После подачи документов в «Аэрофлот» наш герой идет на Новый Арбат (в то время — проспект Калинина), заворачивает к храму Симеона Столпника, а потом возвращается в гостиницу по эстакаде со стороны Варварки (тогда — улица Разина). Сейчас этой эстакады уже нет.

Вечером Мимино томится в ожидании Ларисы Ивановны около второй колонны Большого театра, где назначил свидание. К нему присоединяется и Рубик. Актеры, одетые в легкие плащ и куртку, дрожат от холода. Это не игра — московские эпизоды снимали в 30-градусный мороз. Режиссер водил Мкртчяна и Кикабидзе к себе домой — согреться и пообедать. Там же, в эти обеденные перерывы, придумывались и некоторые новые сцены.

Суд над Валико, устроившим расправу над обидчиком сестры, снимали в Хамовническом суде. Сюда, в 7-й Ростовский переулок, приезжает на своей «Волге» актер Арчил Гомиашвили, исполнивший роль потерпевшего. Актер шутил, что его взяли на эту роль только из-за того, что у него был свой реквизит — машина и дорогая дубленка. Кстати, прототипом молодой девушки-адвоката из фильма, благодаря которой Валико отделался штрафом в 50 рублей, стала дочь Георгия Данелии. Она же дала отцу несколько ценных советов по поводу сцены в суде.

2020-08-24_19-43-38.jpg

«Мимино» успешно прошел в советском прокате, был тепло принят критиками и собрал призы нескольких международных кинофестивалей. В частности, фильм получил главный приз ММКФ 1977 года и приз «Золотой Лачено» на фестивале в Италии.

В тексте использованы кадры из фильмов «Я шагаю по Москве» (1964 год), «Джентльмены удачи» (1971 год), «Мимино» (1977 год).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати