RSS

Названы победители литературного квеста Института Пушкина

Подписаться на новости
04.05.2020

Сегодня, 4 мая, стали известны победители Литературного квеста Института Пушкина.

kg.jpg

Десять лучших команд отборочного этапа, проходившего в этом году по улицам Замоскворечья, были приглашены на финал Литературного квеста Института Пушкина.

В этом году финал пришлось проводить онлайн, отдельно для каждой команды. Семеро преподавателей института провели в Zoom всю пятницу и субботу, чтобы дать возможность всем участникам получить удовольствие от игры.

Литературный конкурс-квест для учащихся школ и колледжей Москвы Институт Пушкина организует уже пять лет. Первый этап квеста команды проходят самостоятельно – маршрут пролегают в исторической части Москвы, по улицам, связанным с именами писателей, поэтов, литературных персонажей. Второй, финальный этап квеста – тематический, обычно он посвящен знаковым литературным событиям, произведениям или авторам-юбилярам и всегда проводился очно, на площадке Института Пушкина.

«Квест наш традиционно делится на две части. Первая часть – это путешествие по московским улицам с выполнением заданий, вопросами, нацеленными на то, чтобы подростки как можно больше узнавали о Москве, об ее истории, о писателях и поэтах, творчество которых связано с той улицей, по которой проходит маршрут. И в этом году первый этап у нас был вполне традиционный, многие команды успели его пройти в феврале, – рассказывает куратор конкурса Татьяна Кудоярова, доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации. – Наша концепция состоит в том, что на первом этапе, когда они ходят по Москве, ребята могут пользоваться любыми источниками: искать ответы в интернете, спрашивать взрослых – учителей, родителей”.

А вот на втором этапе, который всегда проводился в Институте, не разрешается пользоваться гаджетами; ребята должны пройти маршрут самостоятельно без учителей, только за счет собственных знаний. Игра проходит при активном участии студентов: они помогают организовать маршрут, сопровождают команды, некоторые студенты играют героев тех произведений, которым посвящен квест.

Сейчас обстоятельства сложились так, что второй этап пришлось проводить онлайн. Темой финальной игры Литературного квеста Института Пушкина – 2020 стала сказка «Конёк-Горбунок»: в этом году исполнилось 205 лет со дня рождения его автора, Петра Павловича Ершова. В свое время эта сказочная поэма удостоилась похвалы самого Пушкина – прочитав ее, он будто бы сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить», и стала источником вдохновения для многих художников и музыкантов.

Татьяна Кудоярова рассказывает: «Задания были абсолютно разные, но такие, на которые заранее ответ не найдешь и, главное, быстро не погуглишь. Например, вопрос, связанный с балетом, когда надо было догадаться, какой фрагмент сказки они видят на сцене. Или вопрос, связанный с прочтением начала сказки на разных языках. Прослушав фрагмент на пяти языках, участники должны были определить, на каком языке прочитан каждый. В качестве подсказки было предложено не пять языков, а семь, соответственно, это была сложность выбора. Тут, конечно, влияли и знания, и общая эрудиция, было очень интересно наблюдать, как ребята размышляли о мелодике языков. Во многих командах находились знатоки, которые другим объясняли, каких звуков много в итальянском языке, как с их точки зрения звучит испанский язык, португальский или китайский, корейский, вьетнамский языки и чем они друг от друга могут отличаться. Жаркие были дебаты, честно говоря, мы получили большое удовольствие от рассуждений ребят, от их логики, от того, как они пытались найти правильные ответы.

Некоторые вопросы вызвали затруднения. Например, вопросы, связанные с русским языком – все-таки язык, на котором написана сказка, сильно устарел, и сейчас мы в ней многое должны пояснять, чтобы понять правильно. И даже слова, что нам понятны без пояснений, все равно изменились, например: «Лес стоячий под ногой,/Сбоку облак громовой». Ребята должны были определить эти слова и их грамматические характеристики в современном русском языке.

Самые большие споры вызвало объяснение отрывка, когда Конёк-Горбунок просит Ивана взять с собой все необходимое, чтобы поймать Царь-девицу и говорит, что ему нужен «Шитый золотом шатер/Да обеденный прибор – /Весь заморского варенья». Не все сообразили, что это такое.

И неожиданно сложным для наших участников оказался вопрос, где нужно было написать названия сказок, где героям помогают животные. Ребята разных возрастов, и семиклассники, и ученики более старших классов, не были готовы к такому вопросу, подзабыли сказки, героев не помнили либо путали имена, вспоминали какие-то фрагменты сюжета, но не могли вспомнить полностью. Так что всем советуем читать русские и зарубежные сказки – и авторские, и народные, это большое удовольствие.

В целом впечатления от финала, от игры всех десяти команд у нас очень хорошие. Конечно, в формате видеоконференции, как в этом году, стопроцентно проверить невозможно, но по нашим наблюдениям ребята честно подошли к участию в этой игре, были очень уважительны друг к другу, очень активны. Видно было, что кто-то знает ответ, кто-то догадывается, где-то ответы они дают неправильные, где-то на какие-то вопросы звучали правильные версии и неверные. Тут уже ответственность лежала на капитане команды, потому что он должен был выбрать из всех предложенных вариантов один. Не всегда команды выбирали верную версию, иногда обсуждали ее, а записывали другой совсем ответ. В общем, было по-разному, но очень интересно.

Хочется отметить большую работу учителей, они не только участвовали в вебинаре, где мы рассказывали, как будет проходить наш онлайн-этап квеста, не только ребятам очень четко все объяснили, но многие даже провели «репетицию». Организовали свою конференцию, попробовали все функции – как у кого звук действует, как кого видно и как ребята будут обсуждать ответы на вопросы. Это было очень здорово, мы обязательно отметим вклад педагогов».

В результате проверки и обсуждения всех листов ответов квеста «По следам Конька-Горбунка» жюри 4 мая подвело итоги конкурса:

1 место заняла команда «Матрёшки», Школа № 2200, 7 «Г» (38 баллов);

2 место - команда «Кукарямба», Школа № 883 (37 баллов) и команда «Весёлые ребята», Школа 1598, 10 класс (37 баллов);

3 место у команды «Молодая гвардия», Школа 1574 (35 баллов).

Призы победителям уже готовы, и как только будут сняты ограничения на общение, планируется провести наградное мероприятие.

«Это наша традиция, – гордится Татьяна Кудоярова. – Мы приглашаем команды и награждаем победителей всех конкурсов вместе. В таком наградном мероприятии принимают участие и студенты. Московские школьники, студенты колледжей, участвующие в наших конкурсах, всегда с интересом видят на сцене и российских студентов, и иностранных, которые исполняют национальные песни, танцы, играют на музыкальных инструментах. Это всегда очень красочно. Конечно, вручаем призы, дипломы победителям и благодарности учителям. Но это дело будущего, когда такое наградное мероприятие состоится, мы пока сказать не можем. Но такой план у нас существует.

А пока мы приняли решение наградить всех финалистов своеобразным подарком: вышлем им еще один маршрут квеста, один из прошлогодних маршрутов. Дело в том, что во многих отзывах ребята писали, что им еще раз хотелось бы поучаствовать в таком квесте, прогуляться по Москве. Желание знать и любить свой город надо поддерживать. Если они почувствовали вкус к такому познавательному путешествию по улицам Москвы, это отлично!»

Литературный квест Института Пушкина для учащихся школ и колледжей проводится при поддержке Департамента образования и науки города Москвы с 2015 года.

Разработкой заданий отборочного этапа занимается Александра Матрусова, доцент кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина. Александра Николаевна уверена, что уличные квесты – это не только интересно и увлекательно, но и полезно для школьников.

«В последние годы мы много слышим о такой науке, как нейрофизиология, которая занимается изучением нейронных связей: как они формируются и насколько важны для умственной деятельности. Тренировка навыков ориентирования в пространстве – а это как раз и происходит на маршруте квеста – напрямую связано с развитием памяти, воображения, и является замечательным способом создания нейтронных связей, особенно в молодом возрасте.

Каждый год маршрут проходят до тридцати команд разных московских школ, и нас всегда очень радует, что они оказываются в каких-то новых, неожиданных для себя местах, о которых вряд ли узнали, если бы не наш квест.

Первый наш квест проходил по Арбату. Кажется, что Арбат все знают, но по большому счету его никто не знает. Это замечательное место, кто только там не жил и не работал; очень интересная история и у арбатских переулков, которые я очень люблю. С этим районом связана целая плеяда поэтов, это очень ценно, ведь у нас Литературный квест. Кузнецкий мост – здесь тоже проходил один из квестов – очень красивая улица. Стоит только поднять голову от брусчатки, и мы увидим и эклектику, и модерн, и совершенно уникальные архитектурные памятники.

Был маршрут по Никольской улице и окрестностям Кремля – его выбрали потому, что, во-первых, наш Кремль никого и никогда не оставляет равнодушным, во-вторых, парадокс в том, что даже многие москвичи не помнят как называются улицы, ведущие от Красной площади. И мне кажется, что это просто уважение к своему городу – знать такие факты», – считает Александра Матрусова.

Отзывы участников

«Первый квест был очень интересный и познавательный, увидела Москву с другой стороны. Второй квест также очень понравился, было немного волнительно, к сожалению, было очень мало времени подумать. Но вы были к нам терпимы, и спасибо Вам большое за такой квест, и спасибо Вам за организацию!» - Купрова Мария, Медицинский колледж 5.

«На квесте по Москве было очень интересно и увлекательно, а по коньку-горбунку были очень интересные вопросы. Особенно понравились видеофрагменты. Спасибо за квесты»- Карина Алексеева.

«1 этап мне очень понравился, интересные вопросы и увлекательный маршрут. 2 этап также был интересным и достаточно сложным. Сложность вызывало то, что время на ответ было значительно сокращено, по сравнению с прошлым годом». Сергеев Дмитрий, капитан команды «Молодая гвардия» школы №1574

«Квест мне понравился, были интересные задания. Первый этап был немного сложным из-за походов по улице – нам не повезло с погодой, но было очень интересно. Второй этап работал хорошо, проблем с техникой не было, задания интересные, - участница команды «Кыдышы» Синяк Анастасия.

«Квест мне очень понравился, благодаря нему я освежил свою память о таком прекрасном произведении как «Конёк – Горбунок». Многие факты из этого произведения я уже забыл, а многие даже и не знал. Очень интересно было поучаствовать в данном квесте. Помимо этого, пеший квест также пополнил мою копилку новых знаний, и я узнал о истории Москвы, хоть и ненамного, но больше», - Виктор Ефимкин, «Молодая Гвардия».

«Мне понравился весь квест. Особенно момент, где надо было построить маршрут, основываясь на собственных догадках», - Александр Терёшин.

Пресс-служба Института Пушкина

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати