RSS

Маргарита Драгиле: «Онлайн-формат – выход для русскоязычного образования в Латвии»

Подписаться на новости
01.05.2020

dragile.jpgПандемия коронавируса не только трансформирует все сферы жизни общества, но и показывает, насколько страны готовы к тем вызовам, которые перед ними ставит цифровизация. Об особенностях перехода русскоязычного образования в Латвии в онлайн-формат в интервью Московскому Дому соотечественника рассказала магистр педагогики, руководитель образовательного центра «Assorti» (Рига), эксперт в области образования Маргарита Драгиле.

– Маргарита, мы знаем, что на получение русскоязычного образования в Латвии наложен запрет. Очевидно, что в традиционной форме образования данный запрет контролировать довольно просто. Вместе с тем сейчас в Латвии, как и в других странах, введены ограничительные меры, вынуждающие школьников заниматься в онлайн-режиме. Как обстоят дела с контролем онлайн-образования? Может ли оно стать выходом из сложившейся ситуации?

– Онлайн-формат и раньше был выходом для русскоязычного образования в Латвии. Мы понимали, что в связи с внедрением реформы, предусматривающей полный перевод школ с русскоговорящими детьми на латышский язык обучения, необходим поиск альтернативных форм получения образования на русском языке. Раньше решение этого вопроса было возможно с юридической точки зрения, однако его тормозили страх и неуверенность родителей, которым было непонятно, как это все будет проходить.

Что касается сегодняшних реалий, то уже второй месяц обучение проходит в онлайн-формате. Мы видим, что контролировать онлайн-образование практически невозможно. Лишь некоторые педагоги, ввиду особенностей программы и индивидуальных предпочтений, работают по латышской программе, на латышском языке.

На мой взгляд, пандемия показала, что образование в Латвии оказалось совершенно не готово к работе в новой форме. За неделю педагоги были вынуждены составлять программу для дистанционного обучения. Для зрелых и пожилых людей (согласно исследованиям, проведенным несколько лет назад, средний возраст педагога в Латвии – старше 50 лет) данный переход стал трудностью.

Во многом поэтому участились случаи, когда родители забирали детей из латышских школ и прикрепляли их к российским школам, где онлайн-формат уже отработан, все понятно и не нужно придумывать что-то новое.

Онлайн-образование серьезно отличается от традиционного образования, и, к сожалению, не все педагоги оказались готовыми к работе в таких условиях. Кроме того, пандемия выявила более серьезные проблемы в системе образования в Латвии. Уже несколько лет здесь говорят о переходе к компетентностному подходу, ставящему во главу угла развитие персонально-ориентированной образовательной программы и формирование у детей навыков самостоятельного обучения. Переход в онлайн-формат продемонстрировал, что у большинства детей те навыки, которым должна обучать школа, особенно начальная школа, не сформированы.

Речь идет о таких навыках как «научиться учиться», «научиться планировать», «научиться понимать задачу». Все ученики знают определенное количество математических формул, слов на русском, английском, латышском языках, но при этом не способны учиться самостоятельно. Данное умение должно быть основным навыком для человека любого возраста. К сожалению, оно не сформировано. Система образования в Латвии, несмотря на множество разговоров на высоких трибунах и в СМИ, устарела.

Беседовал Михаил Клишин

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код

Версия для печати