RSS

Еще раз про Москву. Семь отличных фильмов со столицей в главной роли

Подписаться на новости
02.04.2020

Сидя дома тоже можно гулять по шумным бульварам и многолюдным улицам любимого города, заглядывать в его солнечные дворы и зеленые парки. В подборке mos.ru — семь прекрасных фильмов 1950-х, 1960-х и 1970-х годов, которые сделают вечер теплее.

Выбираемся из сложных обстоятельств с Надей Ковровой

«Весна в Москве», режиссеры — Н. Кошеверова, И. Хейфец, 1953 год

vesnavmoskve.jpg

Пьесу в стихах «Весна в Москве» поэт и драматург Виктор Гусев написал в 1941 году, однако до зрителя она добралась лишь после войны. В 1952 году молодой режиссер Акимов поставил в ленинградском Театре имени Ленсовета молодежную комедию о медных трубах, проверку которыми должен пройти каждый хороший человек. Только действие из начала 1940-х перенесли в начало 1950-х. Актеры вспоминали, как зритель валом валил на спектакль. Тогда Иосиф Хейфец и Надежда Кошеверова сняли киноверсию популярного спектакля, чтобы увидеть его смогли все желающие.

Картина вышла 1 апреля 1953 года. В ленте сохранилась атмосфера театральной постановки: съемки шли в павильонах, и вся Москва была искусно нарисована на задниках под руководством художника Семена Малкина. Показано, конечно, лучшее — все герои живут в центре и из их окон видны то фронтон Большого театра, то улица Горького (сейчас — Тверская), то Кремль. Москва здесь, как в большинстве фильмов того времени, — идеальный добрый город, в котором растет новое поколение прекрасных молодых людей.

Вот Надя Коврова (Галина Короткевич) — молодой ученый, историк. Только что блестяще защитила одну научную работу и танцующей походкой идет по залитой апрельским солнцем улице, напевая и смеясь. Ее окружают поклонники, а впереди ждет еще один триумф: Надя уже пишет вторую работу. Но не все так гладко: в работе обнаруживаются фактические ошибки. Вчерашний поклонник пишет острую критическую статью в газету, посвященную Ковровой. Он, конечно, из лучших побуждений, но Наде все равно ужасно обидно. А жених уже дарит цветы другой: оказывается, он хочет быть только рядом с достойной девушкой. Оттолкнувшись от дна, Надя поплывет вверх, смирив свой горделивый нрав и заручившись поддержкой настоящих друзей.

Назидательность сюжета нисколько не мешает с удовольствием смотреть фильм сегодня, спустя почти 70 лет после его премьеры. А наряды актрис кому-то точно подарят несколько идей для весенне-летнего гардероба — очень актуально, например, смотрится сегодня отличный оверсайз-плащ Нади, скомбинированный с клетчатым шарфом. Ничего удивительного: мода движется по спирали.

Отправляемся на поиски Кати Ивановой

«Девушка без адреса», режиссер Э. Рязанов, 1957 год

Devyshkabezadresa.jpg

Вторая самостоятельная полнометражная картина Эльдара Рязанова стала лидером советского проката в 1958 году: ее посмотрели более 36 миллионов зрителей. Правда, сам режиссер фильм недолюбливал и считал слабее предыдущей «Карнавальной ночи».

«Девушка без адреса» — классическая комедия положений. Строитель Паша Гусаров (Николай Рыбников) знакомится в поезде с Катей Ивановой (дебютантка Светлана Карпинская). Сперва повздорив, по мере приближения к Москве молодые люди все больше проникаются симпатией и в итоге решают не расставаться. Но в вокзальной суете теряют друг друга. Герой не отчаивается и бросается на поиски возлюбленной. Набор данных весьма скупой: Катя мечтает стать актрисой, в Москве у нее только дедушка — вахтер в райсовете (район не известен), и живет он то ли на улице, то ли в переулке, название которого начинается с «Николо-». Да, и еще: из родного города Катя уехала, потому что ее отовсюду увольняют «в связи с неуживчивостью характера». Это значит, хочет работать сама и заставляет хорошо трудиться всех вокруг, не различая чинов. Легко ли найти ее, зная только это? Если только работать системно: выписать все подходящие московские топонимы и планомерно прочесывать город.

Мы видим столицу глазами главных героев. Паша по-орлиному оглядывает окрестности со строительного крана и не задерживается глазами на красотах, а вот у Кати больше времени и желания восхищаться. Моя окна в дедушкиной квартире, она любуется видом и от восторга начинает петь песню о Москве — сегодня ее знают даже те, кто никогда не смотрел картину:

Если улицы Москвы вытянуть в одну,

То по ней пройдете вы через всю страну,

Если лестницы Москвы все сложить в одну,

То по ней взберетесь вы прямо на Луну.

Вот она какая — большая-пребольшая,

Приветлива со всеми, во всех сердцах жива,

Любимая, родная красавица Москва.

Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но и по адресам, не начинающимся с «Николо-». Например, комическая сцена в коммуналке снята в доме со львами на Малой Молчановке, засветившемся не в одном фильме. Также его можно увидеть в «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая и «Офицерах» Владимира Рогового. В «Девушке без адреса» появляются и доходный дом Макарова, построенный в начале XX века, а также Тверская (тогда — улица Горького), Новокузнецкая, Большой Каретный переулок, Старая площадь, Кузнецкий Мост. В самом начале внимательные зрители разглядят несостыковку: поезд прибывает на Белорусский вокзал, а выходят герои на площадь трех вокзалов — Комсомольскую. Но эта мелочь ничуть не портит удовольствие от просмотра.

Исполнительница главной роли Светлана Карпинская в отличие от своей героини не собиралась становиться актрисой. Рязанов планировал снимать Людмилу Гурченко, но ее отстранили от съемок. Режиссеру посоветовали обратить внимание на студентку Ленинградского государственного университета Светлану Карпинскую, и Рязанов утвердил девушку без проб. После выхода фильма она стала настоящей звездой: мешками получала письма от поклонников. Пришлось корректировать планы на будущее. Карпинская подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, куда ее приняли сразу на второй курс.

Смотрим один из самых прогрессивных советских фильмов 1950-х

«Летят журавли», режиссер М. Калатозов, 1957 год

Letyatjyravli.jpg

Фильм «Летят журавли», как и «Весна в Москве», тоже начался с театра. Пьесу «Вечно живые» Виктор Розов написал для сцены еще в 1943-м. Но она долго пролежала у него в столе: публиковать ее и предлагать театрам запретил Главлит — Главное управление по делам литературы и издательств. «Старичок — работник Лита — сказал: “Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем”. Я ушел довольный, так как старичок плакал», — позже вспоминал Розов. До театра «Вечно живые» добрались лишь в начале 1950-х. Самую известную постановку в Москве создал Олег Ефремов — премьерой спектакля «Вечно живые» открылся в 1956 году его «Современник», тогда еще Студия молодых актеров. Вскоре Михаил Калатозов попросил Розова написать на основе пьесы киносценарий. Лента Калатозова, покорившая жюри и зрителей Каннского кинофестиваля, задала новые стандарты операторской работы и стала важной вехой в истории советского кино.

Июнь 1941 года. Вероника (Татьяна Самойлова) и Борис (Алексей Баталов) гуляют по утренней залитой солнцем и пока еще мирной Москве. Через считаные часы их жизнь, как и жизни миллионов людей, изменится навсегда. Впереди расставание, тяжелые годы на фронте и в тылу, измена, раскаяние и счастливый финал, не совсем похожий, правда, на обычный хеппи-энд, — наступает весна, начинается мирная жизнь.

Юное поколение режиссеров, современников Калатозова, не сразу оценило картину. Им ближе был неореализм с его приземленной камерой и любованием бытом простых людей. У Калатозова с Сергеем Урусевским, оператором картины, в кадре было слишком много художественного: длинные сложные планы, пролеты камеры, необычные ракурсы. Тем не менее режиссерские приемы не подрывали реальность происходящего, а скорее, наоборот. Он отказался от коллективного, массового, общего и показал личные истории героев, обычных неидеальных людей. Отсюда — множество крупных планов, подвижная камера, которая выхватывает отдельные лица из толпы. К фильму прохладно отнеслось партийное руководство, зато по достоинству оценили его за рубежом. Жюри Каннского кинофестиваля не только наградило ленту «Золотой пальмовой ветвью», но и вручило отдельные призы Татьяне Самойловой и Сергею Урусевскому.

Москва в фильме очень разная: от светлой и мирной до холодной, ощерившейся противотанковыми ежами. В кадр попадают знаменитый Крымский мост, Спасская башня, Армянский и Спиридоньевский переулки, Болотная площадь. Ключевая финальная сцена происходит весной — небо снова ясное, а город залит светом. Бойцы возвращаются с фронта на Белорусский вокзал, который утопает в цветах, улыбках, слезах радости и горечи.

Гуляем с отличными ребятами

«Я шагаю по Москве», режиссер Г. Данелия, 1963 год

YashagaupoMoskve.jpg

Коля (Никита Михалков) — молодой метростроевец. Он выныривает после ночной смены в посвежевший город. Ему совсем не хочется спать — хочется лишь шагать, бродить и бежать по улицам, проспектам и бульварам. Весь фильм — это долгая и насыщенная прогулка по Москве. Коля познакомится с Володей Ермаковым (Алексей Локтев), приехавшим из Сибири, и вместе они будут помогать самым разным людям в житейских вопросах, немножко влюбятся в юную продавщицу пластинок (Галина Польских) и расстанутся лишь в конце дня. Коля снова нырнет в метро и споет на эскалаторе одну из самых известных песен о Москве.

Редко где можно увидеть так много светлой, радостной и свежей Москвы. Многолюдный город буквально искрится оптимизмом, ощущением того, что все хорошо, а будет еще лучше. Это совместная заслуга Георгия Данелии и оператора Вадима Юсова, только что закончившего работать с Тарковским над «Ивановым детством». В фильме можно увидеть высотку МИДа, станцию метро «Университет», просторную Котельническую набережную, Девичье поле, Садовое кольцо, Плющиху и другие улицы столицы. Шумные площади и нарядные бульвары выглядят одновременно знакомыми и не очень. Неожиданные ракурсы Юсова подлавливали даже тех зрителей, которые прекрасно знали любимый город, заставляя взглянуть на него по-новому.

Один из лучших фильмов о Москве начался с очень скромного замысла. Молодой сценарист Геннадий Шпаликов пришел к Данелии с сюжетом для нового фильма. Но сюжет, как выяснилось, ограничивался следующим: во время дождя по городской улице босиком, размахивая туфлями, идет девушка, а следом за ней медленно едет промокший велосипедист. На вопрос Данелии о том, что происходит дальше, Шпаликов лаконично ответил: «Придумаем». В этой небольшой, но ставшей знаменитой сцене, были задействованы три актрисы. Первая, снявшаяся на общем плане, на второй день почему-то не пришла. Поэтому крупным планом снимали студентку ВГИКа. Но на третий день и она не появилась на съемках из-за экзамена. Пришлось выкручиваться и привлекать к съемкам журналистку «Известий», которая пришла взять интервью у режиссера. Ее босые ноги мы и видим в фильме.

Размышляем о жизни с Сергеем Журавлевым

«Застава Ильича», режиссер М. Хуциев, 1964 год

mne20let zi.jpg

Один из главных режиссеров оттепели, Марлен Хуциев, задумал снять фильм о поколении детей, отцы которых не вернулись с фронта, еще в середине 1950-х. Съемки «Заставы Ильича» начались в 1959-м, а на экраны она вышла в 1964-м, правда, в отредактированной версии и под другим названием — «Мне 20 лет». Первоначальный вариант добрался до экранов только в 1988 году.

В центре сюжета — трое друзей, вступающих во взрослую жизнь. Сергей (единственная роль в кино Валентина Попова) вернулся из армии, живет с мамой и сестрой (его отец погиб во время войны). Он устраивается на работу, готовится поступать в институт и каждый день видится с друзьями детства — Колей и Славой. И конечно, размышляет, как ему жить. Не помогают с выходом из экзистенциального кризиса ни друзья, ни даже отец, который является ему во сне, — как он может что-то советовать 23-летнему сыну, когда сам погиб в 21 год? К этой сцене у цензоров была большая претензия: что за безыдейность из уст советского человека?! В переснятом варианте отец завещает Сергею Родину.

Действие фильма разворачивается на протяжении многих месяцев, поэтому в кадре можно увидеть и искрящиеся летними лучами дворы, и Чистопрудный бульвар, усыпанный осенними листьями, и заснеженный Тверской бульвар. Со своей будущей возлюбленной Аней герой знакомится 1 мая на демонстрации. Праздничная толпа с плакатами, цветами и воздушными шарами движется по Театральному проезду (в то время — часть проспекта Маркса) мимо Лубянской площади (тогда — площадь Дзержинского) и недавно построенного «Детского мира». Хуциев снимал эти сцены во время реальной первомайской демонстрации.

В фильме вообще много полудокументальных съемок. Например, поэтический вечер в Политехническом музее, на котором читают стихи молодые звезды того времени — Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Здесь же можно увидеть Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского и услышать авторское исполнение «Сентиментального марша» Булата Окуджавы. Режиссер несколько дней не отпускал своих звездных товарищей с площадки, снимая дубль за дублем.

Замечательная документальная сцена есть в другом важном фильме мастера — «Июльском дожде». Кстати, тоже весенняя. Главная героиня картины наблюдает за первой встречей фронтовиков возле Большого театра. По словам режиссера, все получилось спонтанно: он просто шел по городу, увидел встречу и в срочном порядке вызвал съемочную группу.

Ничего не боимся с Наташей Александровой

«Еще раз про любовь», режиссер Г. Натансон, 1968 год

ezerazprolubov.jpg

Один из самых откровенных советских фильмов 1960-х: главные герои, бортпроводница Наташа (Татьяна Доронина) и физик Евдокимов (Александр Лазарев), познакомившись вечером в ресторане, сразу же едут к нему домой. Из цензурных соображений между сценой в ресторане и постельной сценой на монтаже был вставлен кадр с летящим самолетом, чтобы намекнуть: прошло некоторое время, Наташа успела слетать в рейс. Но зрители, конечно, все понимали. Тем более что пьеса Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь», которая легла в основу сценария, уже давно и с большим успехом шла во многих театрах страны, в том числе в ленинградском Большом драматическом театре с Дорониной в главной роли.

Загадочная и нежная Наташа в фильме становится главной героиней в полном смысле слова. Она идет против общественной морали: соглашается на отношения с человеком, который поначалу хочет от нее лишь физической любви, и отвергает влюбленного в нее положительного пилота — просто потому, что первого она любит, а второго нет. Наташа не боится пересудов, уезжает от мамы, требующей от нее соблюдения приличий, прощает бывшего возлюбленного, который когда-то предал ее и из-за которого она покатилась по наклонной. В финале фильма мы узнаем, что это не просто жажда личной свободы, — Наташа оказывается способной пожертвовать своей жизнью для спасения пассажиров. «Еще раз про любовь» создает героический образ бортпроводницы: это не просто беззаботная красавица в форменном пиджачке, улыбающаяся с плаката, а настоящий человек.

В фильме можно увидеть станцию метро «Динамо», возле которой назначают все свидания Наташа и Евдокимов, Ленинградский проспект, по которому они гуляют, находящиеся за проспектом здания машиностроительного завода «Знамя труда». Многие сцены были сняты в Сочи — аэропорт, например, в фильме не московский, а сочинский, как и набережная.

Преодолеваем трудности с Катей Тихомировой

«Москва слезам не верит», режиссер В. Меньшов, 1979 год

Moskvaslezamneverit.jpg

Три юные подруги Катя (Вера Алентова), Тоня (Раиса Рязанова) и Люда (Ирина Муравьева) приезжают в Москву из провинции — учиться, работать и, конечно, покорять. Девушки не могут устоять перед огнями большого города: поэтические чтения у памятника Маяковскому, фестиваль французских фильмов в Театре киноактера, витрины модных магазинов на улице Горького. Не обходится и без соблазнов другого рода: после мимолетного романа Катерина становится матерью-одиночкой, но сильный характер и поддержка друзей помогают ей встать на ноги.

А еще героиню поддерживает город, быстро ставший для нее родным. «Александра, Александра, этот город наш с тобою, стали мы его судьбою…» — подпевала вся страна. В кадре появляется множество достопримечательностей: бассейн «Москва», высотка на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь), памятник Маяковскому, Ленинка. Перед Владимиром Меньшовым стояла непростая задача: в конце 1970-х показать Москву 1950-х, в которые разворачивается первая часть картины. Именно поэтому героини временно селятся в сталинскую высотку — яркий символ послевоенного времени. Еще один характерный образ — метро, поэтому Людмила встречает будущего мужа не где-нибудь, а на «Новослободской». С этим эпизодом связан известный ляп: в фильме следующая станция после нее почему-то «Охотный Ряд».

Лента Владимира Меньшова стала лидером проката в 1980 году. Ее посмотрели около 90 миллионов зрителей. Мелодраму оценили и за рубежом: в 1981-м она получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код

Версия для печати