RSS

Лауреат Пушкинского конкурса из Грузии: «Судьба выдала мне встречи со знаковыми людьми»

Подписаться на новости
05.03.2020

popova.jpgПедагог, поэт, художник Виктория Попова благодарна судьбе за то, что обрела вторую родину. Она стала примером женщины, бескорыстно дарящей свет окружающим, что находит отражение и в ее творчестве. В юности, приехав из Находки, называвшейся вратами в Тихий океан, девушка встретила в Грузии людей, подаривших ей путевку в большую жизнь.

За плечами Виктории Поповой солидный послужной список: она работала учителем в школе, инспектором-методистом в Министерстве образования Грузии, на кафедре Республиканского института усовершенствования учителей, в Центре эстетического воспитания Минобразования, зав. отделом в редакции литературно-художественного журнала «Орбети», преподавателем русского языка в Институте культуры г. Рустави. Она дважды лауреат Международного Пушкинского конкурса педагогов-русистов (2001, 2007 гг.), Виктория Алексеевна награждена престижной наградой – медалью Пушкина. Она автор двух сборников стихов: «Исповедь» (Тбилиси, 1986), «Зеркало» (Стихи и живопись) (Тбилиси, 2001), десяти методических пособий по русскому языку для грузинских и русских школ, принимала участие в создании учебника по русскому языку для 9-го класса грузинских школ. Примечательно, что на грузинском языке стихи Виктории Поповой публиковались в переводах Мориса Поцхишвили, Силована Ахвледиани и других известных поэтов.

- Писать я начала еще в школе на Дальнем Востоке, где прошло детство. Мне было 14 лет, когда учительница отправила мои стихи во всесоюзную газету «Пионерская правда». Затем печаталась в дальневосточных газетах, в журнале «Мурзилка» и др. Это было приятно, но я не считала серьезным занятием. Писала для себя в тетрадь, и одноклассники просили читать стихи на вечерах. Уже в Грузии в 10-м классе подруга отослала мои стихи на Республиканскую олимпиаду по русскому языку втайне от меня, потому что я, как и позже, не любила пиарить себя. И ко мне неожиданно приехали из телевидения, радио и сообщили, что я заняла 1-е место. Меня вызывают в литературное объединение при Дворце пионеров и школьников в Тбилиси. Никогда не забуду Ирину Александровну Гоциридзе, которая потом возглавляла Театральное общество Грузии. Я стала раз в неделю приезжать в литературное объединение, и Ирина Александровна поощряла и направляла творчество молодых. После 11-го класса меня пригласили в Союз писателей читать стихи, где я познакомилась с Морисом Поцхишвили, который курировал Отдел русского сектора поэзии. Подборку моих стихов напечатали в «Литературной Грузии», затем в «Заре Востока», «Молодежи Грузии», альманахах «Дом под чинарами», «Руставские огни», в российском «Вдохновение»... Параллельно я увлекалась живописью.

- Кстати, Морис Поцхишвили первым подарил вам краски и набор инструментов для чеканки...

- Я считаю его крестным отцом в моем творчестве. Он всегда торопил, чтобы я опубликовала сборник. Кстати, в Союзе писателей я познакомилась с Нодаром Думбадзе и Иосифом Нонешвили, к нам заглядывали Ираклий Абашидзе и многие литераторы, чьи имена сегодня знаковые для грузинской литературы. Я счастлива, что общалась с ними, они поощряли меня, и это определило мой выбор – поступила на филологический факультет ТГУ. Совсем не думала о том, что стану педагогом. Меня тянуло в литературу. Позже меня пригласили читать стихи в редакцию журнала «Юность», который тогда возглавлял Андрей Дементьев. Я очень волновалась. Там познакомилась с моим кумиром в поэзии – Беллой Ахмадулиной. Она часто приезжала вместе с русскими поэтами в Грузию... В моей жизни были встречи с интереснейшими людьми: литераторами, композиторами, художниками.

- Вы самостоятельно научились рисовать?

- Да, я самоучка. Это даже к лучшему, помню, так мне сказали во время презентации книги сонетов «Из глубины» Константина Герасимова. Я была иллюстратором книги. Работа над книгой стала для меня совершенно неожиданной. Были тяжелые времена, не было даже туши, стоял вообще вопрос о том, выйдет ли книга. Это было последнее издание на русском языке, вышедшее в издательстве «Мерани», где работал великолепный художник Марк Поляков, ныне проживающий в Америке. Поляков был в отъезде, выход книги задерживался. Константин Сергеевич был уже болен. Один из его аспирантов – мой ближайший друг Ефим Курганов сегодня известный в Европе писатель, преподаватель в Сорбонне. Фима принес мне рукопись Герасимова и сказал, что, по мнению автора, книгу должен иллюстрировать филолог, т.к. сонеты сложные, но время на работу дали неделю. Я никогда не занималась иллюстрацией, стала искать чернила, тушь и т.д., но в назначенный час все-таки явилась в «Мерани». Эту встречу я описала в книге, посвященной. Герасимову. Он был моим профессором в ТГУ, его лекции слушали, затаив дыхание. Казалось, это был человек эпохи Ренессанса. Увидев мои рисунки, Константин Сергеевич сказал: «Это то, что мне нужно». Решил было пустить все 40 иллюстраций, и сказал, что готов сократить сонеты, т.к. стоимость типографии возросла, добавить страницы не удалось. Тогда я ответила, что книга ценна именно сонетами, и настояла на минимуме иллюстрацией. Работали в начале 90-х годов в доме Герасимова в условиях военного положения, без электричества, витрины издательства «Мерани» были заложены мешками с песком, летели пули, а мы работали над книгой, читали стихи. Книга вышла в 1993 году, а в 94-м состоялась презентация. Герасимов как человек скромный решил, что читать нужно не только его произведения, а сонеты мировой сокровищницы. Он предложил украсить зал Дворянского собрания в Доме офицеров моими картинами. Среди гостей были потомки известных дворянских фамилий Церетели, Эристави, Чавчавадзе... Так прошла моя первая республиканская выставка. Это был незабываемый вечер. Тогда я познакомилась с преподавателями Академии художеств. Поступили предложения выставлять картины в Голубой галерее, «Гамма» и др. Сегодня мои картины находятся в музейных и частных коллекциях 13 стран мира. Работы выставлялись и в Третьяковке.

Затем были сложные времена в семье, не стало моих родителей. Я осталась одна без средств к существованию. В это время художники объединения Квемо Картли предложили проводить выставки в Рустави. Я была против того, чтобы вход на выставки был платным, т.к. в те годы люди жили в нищете. Моя большая персональная выставка длилась в течение двух недель в музыкальном училище. В городе не было света, но в здании включили трансформаторы, звучала музыка, и было много посетителей. Это был праздник души не только для меня. Позднее я освоила энкаустику – технику живописи горячим воском. Картины в этой технике были отмечены компетентным жюри, и я была приглашена на Международный пленэр художников стран СНГ на Академические Дачи в Россию. Два месяца на Дачах были для меня бесценной школой творчества.

- А когда вы начали преподавательскую деятельность?

- После окончания вуза прошла стажировку в МГУ. Случайно оказалась без распределения. Меня пригласили в руставскую школу N3, спустя два года я получила предложение стать сотрудником Управления воспитательной работы в Министерстве образования. Замминистра был Нугзар Попхадзе, с которым мне приходилось общаться в университете.

- Как вы из Находки, что на границе с Японией, оказались на Кавказе?

- Да, 15 суток езды на поезде... Мой папа служил на Дальнем Востоке, прошел всю войну, у него награды и за победу над Японией. Папа остался на сверхсрочной службе, хотя был творческой личностью, играл на фортепиано, виолончели. Ему даже знаменитый композитор Глиэр дал направление на поступление в Московскую консерваторию без экзаменов, но началась война. Во время отпусков мы приезжали в Грузию к маминой сестре, которая жила в Рустави. А когда маме Ольге Филипповне рекомендовали из-за болезни поменять место проживания, то после демобилизации наша семья решила переехать в Грузию. Школу я окончила уже в Грузии. Лучшая часть моей жизни прошла в Грузии, я духовно и творчески родилась здесь, приняла крещение в Сионском соборе. Судьба моя сложилась здесь, с людьми, многие из которых остались друзьями на всю жизнь. В ноябре прошлого года во время празднования моего юбилея собрались одноклассники, однокурсники, коллеги из министерства, художники, артисты, музыканты, поэты. Я не раз убеждалась – в Грузии друзья ближе, чем родственники. Я не чувствую одиночества, несмотря на то, что родственников не осталось. Судьба выдала мне встречи со знаковыми, интереснейшими людьми, часто они были старше меня, и стали моими наставниками, а многие стали друзьями.

- Как сказал классик, великий человек внушает вам чувство, что и вы можете стать великим...

- Да, не верьте тем, кто принижает. Встречи с талантливыми, порядочными, смелыми людьми всегда окрыляли. В юности важно самовыражение, когда мир удивляет, и для меня всегда было ценно слово, краска, звук. Мне все хотелось попробовать.

- Как вы получили удостоверение альпиниста СССР?

- Наиболее активных студентов на летние каникулы направляли в студенческий лагерь в Гудаута. Рядом был и палаточный лагерь студентов из ГДР. И одним из мероприятий было восхождение на вершину горы Марух. Под руководством опытных альпинистов поднялись сначала на перевал, находили какие-то артефакты дивизии, которая отражала наступление фашистов, среди них и письма в гимнастерках солдат, а на вершине горы была баночка с именами тех, кто покорил до нас эту вершину. Есть такая традиция: ты оставляешь листок со своим именем, а берешь листок с именами тех, кто побывал там до тебя. Это подтверждение того, что ты побывал на вершине. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»... Я тогда заболела горами и позже объездила всю Грузию. Каждый раз это были незабываемые, неповторимые встречи, в том числе с пастухами на альпийских лугах, об этом можно долго рассказывать. Когда-нибудь, может, напишу книгу о том, как я навсегда влюбилась в Грузию.

Автор: Миранда Оганезова

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 10. Аргументы и Факты - Тбилиси 03/03/2020

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати