RSS

Конференция по работе подготовительных факультетов для иностранных граждан прошла в Институте Пушкина

Подписаться на новости
25.10.2019

IP.jpgВ Институте Пушкина 18 октября прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан». Участниками конференции стали более 220 делегатов, представляющих 32 российских региона, Белоруссию, Италию, Казахстан, Украину, Францию.

Об итогах конференции рассказывают проректор по учебно-воспитательной работе Института Пушкина Елена Колтакова и декан подготовительного факультета Наталия Татаринова.

– Елена Викторовна, какие задачи стоят сегодня перед российской системой образования в сфере интернационализации и в чем роль подготовительных факультетов для их решения?

– Согласно показателям национального проекта «Образование», в федеральном проекте «Экспорт образования» указаны следующие ориентиры: к концу 2024 года количество иностранных студентов российских вузов должно достигать 425 тысяч человек.

Студенты должны приехать на образовательные программы, которые им интересны, отвечают запросам реальных секторов экономики разных стран, соответствуют по содержанию и качеству подготовки международному уровню. Обучение иностранных студентов предъявляет определенные требования и к содержанию подготовки, и к преподавателям, и к инфраструктуре.

Большинство вузов реализует образовательные программы на русском языке, и те иностранные студенты, которые приезжают учиться, должны владеть им на необходимом уровне. К сожалению, абитуриенты не всегда говорят по-русски, поэтому система подготовки иностранных граждан к поступлению в российские вузы обрела второе дыхание, в том числе благодаря созданию рабочей группы по координации деятельности подготовительных факультетов при Минобрнауки России.

– Много ли вузов принимают иностранцев на подготовительные факультеты?

– Если мы посмотрим статистику, еще пять лет назад 83 вузам были выделены контрольные цифры приема на бюджетные места на подготовительных факультетах по результатам конкурса Минобрнауки России. Сейчас иностранных студентов принимают на бюджетные места подготовительные факультеты более 180 вузов. Что касается количества слушателей, которые обучались на подготовительных факультетах: в 2012 году их было около 11 тысяч, в 2017 году – свыше 25 тысяч.

– С какими сложностями сталкиваются российские вузы при обучении иностранцев на подфаках?

– Не все вузы раньше обучали иностранцев по данным программам. Начинать эту деятельность с нуля тяжело. Особенно сложно вузам в регионах, где зачастую только в одном-двух вузах обучаются иностранные студенты, и нет экспертов в этой области. Многие вузы, которые только начинают эту деятельность, сталкиваются с определенными трудностями, «набивают шишки». Чтобы не тратить время на преодоление сложностей, для которых уже найдено решение, организуется наша конференция как площадка для профессиональной дискуссии, коммуникации, обмена опытом, завязывания профессиональных связей. Преподаватели получают возможность ознакомиться с методическими наработками других вузов, узнать, какие пособия, какие ресурсы актуальны для обучения иностранных студентов.

– Какие предложения прозвучали на конференции?

– Участники конференции в одном были единодушны – необходимо изменение нормативной базы. Те федеральные законы, которые были приняты, начиная с 2012 года, прошли апробацию, критику и замечания руководителей, преподавателей и самих студентов. Естественно, что требуются изменения, но их может внести только орган, который утвердил этот нормативный документ – Министерство науки и высшего образования РФ. Для подготовки внесения изменений в документы должна быть сформулирована позиция профессионального сообщества. Мы обсудили изменения в ряд нормативных актов, предложения по доработке документов: приказы Минобрнауки России № 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке», № 255 «Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным и требований к ним», № 412 «Об утверждении формы порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному и технических требований к нему», № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и от 12 января 2017 года № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» – все, что касается качества преподавания русского языка, требований, документов и правил приема иностранных граждан. Сформулированные предложения будут оформлены в резолюцию конференции и направлены в Минобрнауки.

Следующее направление, которое интересовало всех – содержание образовательных программ и качество их реализации. Здесь опять все упиралось в нормативную базу, которую нужно менять. Необходимо учитывать, на какую программу дальше должен идти выпускник подфака: бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры. В зависимости от программы у него должен быть разный уровень владения русским языком, у него должны быть различия в предметной подготовке. Если студентам бакалавриата нужны знания о базовых предметах в зависимости от профиля, на котором они обучаются – медико-биологическом, техническом или гуманитарном, то студентам магистратуры нужны другие знания: не школьные предметы, а более узкие профильные дисциплины. Для аспирантов важнее всего научный русский, поскольку их задача – написание диссертации. В настоящее время в документах это нигде не отражено. И вузы сталкиваются с этим: мы вынуждены в соответствии с приказом № 1304 готовить всех одинаково, при этом дальше, когда иностранные студенты поступают на программы высшего образования, они сталкиваются с совершенно другой реальностью. Они проходят новый этап адаптации, потому что обучение на программах магистратуры и аспирантуры не соответствует их ожиданиям и той подготовке, которую они получили.

IP 1.jpg

Качество реализации образовательных программ – изучения русского языка и профильных предметов и дисциплин – напрямую зависит от квалификации преподавателей. К сожалению, сейчас возникла тенденция, которая не лучшим образом повлияла на уровень преподавания.

Программы подготовительных факультетов по действующему законодательству относятся к дополнительным образовательным программам. Соответственно, тот педагогический состав, который участвует в их реализации, переведен с должностей профессорско-преподавательского состава на должности педагогов, что вызвало недовольство многих преподавателей. Многие вообще ушли из профессии, потому что другой работы, других ставок им не предложили. Кто-то согласился перейти с должности ППС на должность педагогических работников, однако это очень серьезно психологически повлияло на самооценку преподавателей. Изменился и сам статус подготовительных факультетов, которые из уровня предвузовской подготовки перешли в разряд программ дополнительного образования, что чисто субъективно понизило их значимость в системе высшего образования. Предпрофессиональное и дополнительное образование – это разные направления деятельности.

Эта ситуация напрямую повлияла на уровень квалификации преподавателей подготовительных факультетов. Участники конференции отмечали, что молодые преподаватели, работающие на подфаках, недостаточно владеют методикой, не имеют подготовки для работы с такими студентами, которые изучают русский язык как иностранный. Преподаватель РКИ – это не учитель иностранного языка, не педагог, а особый специалист, который должен обладать специальными знаниями и компетенциями. Однако сегодня, к сожалению, не существует единого содержания программ высшего образования по подготовке преподавателей РКИ. Этот вопрос очень важный. Разработка и утверждение профессионального стандарта преподавателя РКИ с введением сертификации и разработкой содержания программ высшего образования и повышения квалификации под этот профстандарт – очень актуальная тема, поддержанная участниками конференции.

Отдельная тема обсуждения была посвящена учебникам, как бумажным, так и электронным, и образовательным ресурсам, которые можно использовать при обучении, в том числе портал «Образование на русском». Рассматривался вопрос создания сетевой программы, которая выполняла бы роль дистанционного предподфака, чтобы еще до начала обучения до приезда в Россию иностранцы могли бы пройти базовый курс русского языка, чтобы увереннее себя чувствовать, оказавшись в России.

Многие доклады, темы обсуждений были новыми для тех вузов, которые только приступили к работе по созданию подготовительных факультетов. Представители вузов просили поделиться опытом, дать ссылки на полезные ресурсы, спрашивали, где можно узнать подробную информацию. На конференции обсуждались практические вопросы, касающиеся организации учебного процесса, и преподаватели Института Пушкина делились своим экспертным мнением, знакомили делегатов конференции с собственным богатым опытом.

Наталия Татаринова, декан подготовительного факультета:

– На конференции активно обсуждалась проблема профессиональных компетенций преподавателя русского языка как иностранного. В нашем институте мы разработали и приняли на Ученом совете профессиональный стандарт преподавателя русского языка как иностранного.

На основе профстандарта сейчас разрабатывается диагностическое тестирование преподавателя РКИ, которое уже прошло первую апробацию в Польше, на подготовительном факультете и факультете обучения русскому языку как иностранному нашего института.

Собеседование в отделе кадров зачастую не дает представление о том, какими компетенциями обладает преподаватель, даже если он предоставил полный пакет необходимых документов и соответствует формальным требованиям. Мы даем кандидату специально разработанный диагностический тест, по результатам которого можем сделать выводы, насколько этот преподаватель подходит нам.

Преподаватели других вузов проявили огромный интерес к нашей разработке.

Участники конференции также высказали пожелание возобновить работу группы по координации деятельности подготовительных факультетов при Минобрнауки, чтобы решать вместе все вопросы на профессиональном уровне.

Пресс-служба Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати