RSS

Людмила Дробич: Значение русского театра зарубежья трудно переоценить

Подписаться на новости
07:09 27.08.2018

drobich-inter1.pngУже 9 лет Международное товарищество русскоязычных детских театров, созданное в Париже на базе театра «АПРЕЛИК», объединяет в своих проектах русскоязычные детские театры из 28 стран – это и ежегодная Международная Неделя русскоязычного театра в Париже, которая проходит уже девятый год при поддержке Посольства России во Франции и Правительства Москвы, и Международная школа русского языка и театра в Болгарии, проводящаяся при поддержке Фонда «Русский мир» и Союза Театральных деятелей России, это и семинары, и творческие лаборатории для режиссёров детских театров зарубежья, круглые столы и мастер-классы и многое другое.

В перерыве между окончанием очередной Международной школы русского языка и театра и началом нового "учебного года" в "АПРЕЛИКе" руководитель театра и Международного товарищества русскоязычных детских театров Людмила Дробич рассказала Московскому Дому соотечественника о роли театрального искусства  в сохранении русского языка в зарубежье и том, как мотивировать детей учить роли.

- Людмила, ваша Международная школа русского языка и театра в очередной раз получила большое количество восторженных откликов и от детей-участников, и от их родителей, и от педагогов. Поделитесь секретом успеха?

- На мой взгляд, успех связан с тем, что проект универсальный и уникальный. Универсальность его в объединении на одной площадке театра и русского языка, а уникальность в том, что я как автор проекта выбираю адресно именно зарубежные театры, детей, которые занимаются в зарубежных русскоязычных театрах. И, конечно, профессионализм – c нами работают лучшие, профессиональные режиссеры.

Стоит отметить и место проведения Международной школы русского языка и театра – санаторно-оздоровительный комплекс «Камчия»: прекрасная инфраструктура, залы и т. д.

- В рамках Школы прошел ваш обучающий курс «Театр как модель сохранения русского языка». Как бы вы описали эту модель?

- На мой взгляд, роль театра в сохранении и продвижении русского языка неоценима.

Русский детский театр зарубежья стал уже явлением и несёт в себе огромный потенциал и миссию сохранения русского языка. Через русский язык и русскую культуру в детском русском театре зарубежья воспитывают широкое философское мировоззрение, глубокие нравственные качества будущих граждан как Европы, так и России, которые в силу своего положения будут достойными приемниками русской культуры и цивилизации за пределами России, будут ею гордиться, развивать и защищать её честь.

Не стоит забывать и игровую составляющую в деле изучения русского языка, которую дает театр. Как отмечают многие педагоги, дети и подростки гораздо более мотивированы, если процесс обучения связан с игрой. И конечно, русскоязычный театр зарубежья – это еще и упорный труд, но сам факт того, что ребенок осознает – он не просто учит язык мамы и\или папы, а на этом языке потом выступает на сцене, общается с другими детьми – трудно переоценить.

Отдельно я бы хотела сказать, что очень важен идущий процесс объединения русских театров зарубежья, и в этом смысле самое важное, о чем мы не должны на этом пути забывать – уровень профессионализма. Русские театры зарубежья сегодня очень нуждаются именно в профессиональной поддержке со стороны и театров, и театральных вузов России.

Например, режиссеры, актеры российских театров, студенты российских театральных вузов могут передать нашим маленьким соотечественникам великие русские театральные традиции и одновременно узнать, как работают за рубежом в русском театре. Это повысит уровень спектаклей, повысит самооценку маленьких актеров.

Собственно, Международная школа русского языка и театра и ставит себе задачей поднять уровень театров русского зарубежья.

Считаю, нам это удалось, ведь в этот раз, в течение двух недель ребята занимались с профессиональными режиссёрами, педагогами Российского государственного института сценических искусств Санкт Петербурга М.О. Михайловым, а также режиссёром и руководителем одного из лучших детских театров России Анжеликой Валерьевной Лозановски.

- Одна из моих знакомых, дочь которой ходит в ваш театр «Апрелик» в Париже, мне однажды сказала примерно следующее: «Во французских школах дети выучат роль к следующей репетиции - и хорошо. Не выучат – ну и ладно, никто никого не заставляет. А в русской…» Моя знакомая использовала фразу «детей гоняют» и, кстати, не сказать, чтоб была этим недовольна.

Действительно ли настолько различается подход?

- Понимаете, какая вещь. Нельзя заставить хотеть быть в театре – все равно мотивация должна быть. Я это понимаю, когда я вижу, как наши дети считают строчки, у кого сколько текста, и радуются, когда видят, что «вот у меня на две строчки больше».

- И какова мотивация?

- Сцена. Самое волшебное место на земле. Когда ребенок выходит на сцену, играет, пусть пока маленькую, но роль, пусть произносит хоть несколько строчек, но видит, что его услышали – всё, мотивация есть.

И когда в следующий раз мы говорим - «вот твоя роль на следующий спектакль», так они расхватывают страницы просто из рук, родители их потом пишут мне - «вот у нашего ребенка немножко меньше роль, чем у других – ребенок переживает».

Я говорю детям, «вы получаете право быть на метр выше тех, кто в зале, чему-то их научить», и это производит невероятное впечатление на детей, у них начинают загораться глаза. Плюс они же видят реакцию зрителей в разных странах, мы же ездим, для них открывается целый мир. И вот тогда они готовы учить текст страницами, репетировать перед сдачей спектакля по пять-шесть часов. Конечно, ни в одной французской школе такого нет. Но, повторюсь, мы никого не заставляем. Да, это тяжкий труд, но детям он в радость.

- 12 и 15 сентября в «Апрелике» прозвенит очередной «первый звонок». Раскроете тайну, какие сюрпризы ждут тех, кто придет к вам в этом году?

- 2019 год– это в России Год театра. Тайны и сюрпризы пусть пока останутся тайнами и сюрпризами, но я обещаю совершенно невероятный год для своих учеников, очень хочу, чтобы они почувствовали, что Год театра в России – это и их Год.

Беседовал Аркадий Бейненсон.



Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати