RSS

Маргарита Драгиле: Одним из результатов школьной реформы в Латвии будет снижение экономической активности в стране

Подписаться на новости
19.03.2018

В Латвии готовится перевод обучения в школах для нацменьшинств полностью на латышский язык. Законопроект об этом, готовящийся к принятию латвийским Сеймом, уже вызвал бурные протесты как в самой Латвии, где прошли многочисленные акции против школьной реформы, так и за пределами страны: по всему миру проходит флешмоб «Мы за русские школы Латвии».

dragile.pngО том, чем на самом деле чревата реформа образования в Латвии Московскому Дому соотечественника рассказала Маргарита Драгиле, рижский педагог, глава общественной организации ПЕРОМ– «Перспективы русских организаций молодёжи», организатор Бессмертного полка в Риге.

- Я в данном случае больше высказываюсь не как член организации, а представитель профессионального сообщества, многие из которого опасаются говорить открыто про реформу образования в Латвии. Я же пытаюсь довести до сведения родителей, педагогов и людей, принимающих решения, что это не образовательная реформа, а политическое действие, которое будет иметь непредсказуемые последствия.

Напомню, реформа заключается в введении изменений в законодательство об образовании, согласно которым всё образование переводится на латышский язык. Там есть процентное соотношение в разных классах: но старшая школа уже вся на латышском языке. А в общем, подразумевается, что в конце концов всё образование будет на латышском. Аргументом принимающих решение является то, что по их исследованиям, 98% и так уже владеет латышским языком хорошо, поэтому зачем осложнять непростой процесс образования детей? Давайте всё переведём на латышский язык. При этом надо отметить, что уже пропустили момент принятия решения, закона о сдаче всеми одинаковых выпускных экзаменов на латышском языке. И сейчас по большому счёту наша позиция, позиция людей, пытающихся защитить образование (моя в том числе), заключается в том, чтобы показать с одной стороны общественности, с другой стороны родителям, с третьей стороны непосредственно людям, принимающим решения - несостоятельность грядущей реформы.

Потому что идёт определённый подмен целей. Не может быть целью образования – изучение языка. А основными аргументами министра образования и представителей комиссии по образованию является именно тезис: наши цели – единая нация, и единый язык, чтобы не разделять общество. Понятно, что это не про образование. И в этом смысле становится ясным, что происходит, повторюсь, подмена целей.

Реформа не касается качества образования, она не опробована, методические рекомендации не разработаны. Мы активно принимаем участие в разного рода открытых дискуссиях, куда, к сожалению, нас не всегда приглашают, приходится всякими окольными путями туда приходить. И там тоже каждый раз мы убеждаемся, что это исключительно политическое действие, которое никакого отношения к образованию, повторюсь, не имеет. Мы приводим и аргументы, и результаты исследований, показывающие, что квалифицированный перевод образования на любой другой язык - это не кавалерийская атака. Должны быть подготовлены и методическая база, и педагоги, и методические рекомендации. Это должно быть опробовано, должны быть проведены исследования, показывающие плюсы и минусы того, что будет происходить с детьми. Мы ещё не имеем результатов предыдущей реформы 2004 года: что? как? где мы можем видеть, ощутить результаты той билингвальной реформы 2004 года?

При этом людям, которые непосредственно работают в сфере образования в Латвии уже понятно, что не будут достигнуты те цели, которые ставит государство, наоборот, результатом будет маргинализация молодёжи, скорее всего, часть граждан уедет, снизится экономическая активность в стране. И по большому счёту, снизится качество образования и для латышей тоже.

Ведь если все сольются в одни школы, то как же будут «оттягивать» эти бедные дети тех, для кого латышский язык родной! Для детей младшего школьного возраста - это отказ от мотивации, снижение их конкурентоспособности, т.к. скорость восприятия информации другая. Там такой большой «ком» проблем, требующих внимательного рассмотрения и исследования. Если бы наш министр образования понимал что-нибудь про образование, то осознавал, что перед реформами необходимо проводить их апробацию, но этого сделано не было.

Материал подготовил Аркадий Бейненсон в ходе проведенного 4-5 марта 2018 года Фондом «Русский мир» Международного форума «Вместе с Россией».

Фото - Первый балтийский канал.


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати