
- Марина, давайте начнем с того, что расскажем, для кого существует Русский клуб в Гонконге, кто посещает его мероприятия, и что собственно представляет из себя наша диаспора в Гонконге?
- Наш клуб посещают те, кто говорит по-русски. Это не обязательно россияне, на наши встречи приходят представители всех бывших союзных республик, те, кто интересуется русской культурой. Много приходит китайцев.
Кстати, в Гонконге, при Петропавловском храме, есть Центр русского языка, директором которого является настоятель храма, человек, о котором вы, может быть, слышали - отец Дионисий Поздняев. И те, кто посещает этот центр, приходят и к нам, чтобы попрактиковаться в русском языке.
Что касается состава нашей диаспоры - она очень меняется, и эти изменения заметны даже за те пять лет, что я живу в Гонконге.
Изначально это были русские жены. А пару лет назад начался очень большой приток уже русских пар, они занимаются либо бизнесом между Россией и Китаем, либо работают в банковской сфере и IT.
- Мы с вами познакомились на страновой конференции соотечественников в Китае в апреле этого года. И в ходе той конференции одна из наших соотечественниц, живущих на «материковом» Китае, обмолвилась, что «вот, наконец-то снова с нами, снова нашелся Русский клуб Гонконга». Это были какие-то «трудности коммуникации» или Русский клуб в Гонконге на какое-то время прекращал свою деятельность?
- Наш Русский клуб был основан в 1998 году советской актрисой Нелли Рачковской (Нильсен), в свое время вышедшей замуж за датчанина и переехавшей в Гонконг, и с тех пор его деятельность никогда не прекращалась.
Речь действительно, скорее можно вести о неких «трудностях коммуникации». Дело в том, что в Китае, в том числе и нашими соотечественниками, активно используется такая платформа как WeChat, а Facebook, который использует для коммуникации Русский клуб в Гонконге – в остальном Китае запрещен. Видимо, это и стало причиной «информационного разрыва».
Есть и еще один момент – после того, как президент Русского клуба в Гонконге Марк Завадский покинул свой пост, новый глава Клуба не избирался. Мы решаем все коллегиально, на правлении Клуба, так что, может быть, проблема еще и в этом была.
- Не мешает в работе отсутствие главы у Клуба?
- Нет. У нас все равны, и я считаю, что это является мотивирующим фактором в условиях, когда деятельность осуществляется на общественных началах.
- Русский бал в Гонконге, который организует Клуб – это уже, не побоюсь этого слова, всемирно известный бренд. А с чего начиналось это мероприятие?
- Первый Русский бал прошел в 2008- м году под названием «Русский зимний бал». Тогда это был скорее такой междусобойчик, расширенный коктейль, гала-ужин, посвященный Новому году, на который члены правления Русского клуба разных лет собрали наиболее активных русскоязычных жителей Гонконга. Но уже тогда появились первые спонсоры, предоставлявшие призы для организованной нами лотереи.
С тех пор наш Бал с каждым годом выходил и выходит на новый уровень, а в 2009-м тогдашняя глава Русского клуба Ольга Кузьмичева организовала Бал белой эмиграции, который проходил со особенно большим размахом: был показ мод, выступали артисты балета, иллюзионисты, все большее число спонсоров проявляло интерес.
И уже с 2014-го года мы стали делать Балы благотворительными, что, кстати, помогло привлечь еще больше спонсоров, потому что спонсорам, помимо того, что они появляются в медиа, на баннерах и плакатах, важно и то, что они участвуют в добром деле.
- А сколько же человек участвует в организации такого масштабного мероприятия?
- Девять. Члены Правления Клуба плюс еще несколько человек. В этом году к нам присоединилась Ксения Меркулова, талантливый молодой дизайнер. Она очень сильно помогла нам с оформлением мероприятия.
- Как гонконгцы относятся к русским и к России? Что они вообще знают о ней?
- Тут надо пояснить вот что. Очень большое число гонконгцев обучалось в Австралии, в Штатах, в Великобритании. И есть гонконгцы, которые не могли себе позволить учиться за границей, да и в Гонконге учились не в частных школах, а в государственных. И те, кто видел мир, конечно, вообще не позволят себе-каких-либо комментариев относительно национальностей, стран и т. п. А простые гонконгцы обычно реагируют так: «О, Россия! Холодно! А вы знаете, что в Гонконге 4 сезона?» Они считают, что это связывает каким-то образом Россию и Гонконг.
Не думаю, что такие люди много знают про Россию, но обычно говорят, что «у русских красивые девушки и Путин-молодец, Путин-сильный». Возможно, есть и те, кому Путин не нравится, просто я об этом никогда не слышала.
- Какие мероприятия, помимо Русского бала, проводит или планирует Клуб?
- В этом году у нас впервые пройдет очень интересное, на мой взгляд, мероприятие с предварительным пока названием «Русская осень».
Может быть, вы слышали про «Французский Май» - цикл мероприятий, которые проводит французское правительство в Гонконге совместно с рядом инициативных групп: на протяжении всего мая французы организовывают в своих ресторанах, клубах, галереях мероприятия, связанные с французской культурой и бизнесом. У них очень хорошая реклама, все в Гонконге об этом знают.
Мы хотим сделать что-то подобное. Месяц пока, наверное, будет многовато, мы запланировали неделю в октябре. Будем, среди прочего, активно работать с представителями малого бизнеса, чтобы показать их, рассказать о них, познакомить получше с местными жителями. Ну и, конечно, представители нашей диаспоры тоже получат дополнительный повод пообщаться друг с другом.
Еще мы проводим ряд мероприятий (тренинги, мастер-классы и т. п.) под общим названием «Добро пожаловать в Гонконг», на которые мы приглашаем спикеров, которые рассказывают о специфике поиска работы в Гонконге, о том, как выбрать частную или государственную школу, про визовую политику, про медицину, про страхование, какие проблемы могут возникнуть с адаптацией в Гонконге и как их разрешить.
Интервью публикуется в день рождения его героини. Коллектив Московского Дома соотечественника поздравляет Марину Хойл и желает ей здоровья, благополучия и новых успехов в ее работе на поприще сохранения и продвижения русской культуры в Гонконге.
Беседовал Аркадий Бейненсон