RSS

Как Москва поддерживает индустрию гостеприимства

16.12.2020

С середины июня по август после снятия ограничений Москву посетило почти на треть больше туристов из России, чем за лето прошлого года.

iva.jpg

В 2020 году, несмотря на ситуацию с коронавирусом, Москва не утратила своей привлекательности для путешественников, укрепила международное сотрудничество на туристическом рынке и запустила несколько инновационных проектов для поддержки отрасли.

В уходящем году коронавирусная инфекция внесла серьезные коррективы в работу туристической индустрии во всем мире. Отрасль оказалась в непростом положении из-за ограничительных мер, которые власти разных стран были вынуждены ввести, чтобы предотвратить распространение COVID-19. Российская столица не стала исключением: за девять месяцев 2020-го количество гостей, приезжающих в Москву, сократилось более чем в два раза (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). С января по сентябрь турпоток составил порядка семи миллионов человек, среди которых около шести миллионов — гости из других регионов России.

Вклад туризма в экономику Москвы

Туристическая индустрия — важнейшее для столицы направление экономического развития. Помимо обеспечения рабочими местами порядка 250 тысяч специалистов, отрасль вносит вклад в экономику города за счет закупок товаров и услуг секторами, связанными с обслуживанием туризма, а также за счет привлечения дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры.

В 2019-м Москва наряду с Лондоном, Парижем и Амстердамом вошла в двадцатку самых посещаемых городов Европы. Прибыль от туризма по итогам прошлого года достигла 147 миллиардов рублей, а доля доходов от туристского потребления составила порядка 5,3 процента всех доходов городского бюджета.

Рост турпотока отразился на увеличении объема городского несырьевого экспорта. На уровне страны Москва обеспечила 31,7 процента (127 миллиардов рублей) экспорта туристических услуг.

С середины июня по август этого года после снятия ограничений наметилась новая тенденция: Москву посетило почти на треть больше туристов из России, чем за лето 2019-го (более 1,8 миллиона человек). И, хотя на фоне введенных ограничений в среднем люди стали тратить меньше, город за один только месяц лета получил прибыль в размере 34 миллиардов рублей.

Гостиничный сектор во время пандемии

Гостиничная отрасль Москвы — один из главных элементов инфраструктуры туризма. Пандемия COVID-19 и закрытие границ привели к значительному снижению заполняемости отелей. В первые месяцы распространения инфекции около трети столичных гостиниц временно приостановили работу, однако после снятия ограничений летом многие из них вновь открылись гостей. Сейчас в городе работает порядка 1400 гостиниц.

Десятки отелей внесли посильную помощь в борьбу с коронавирусной инфекцией: с весны этого года было предоставлено почти 13 тысяч номеров для размещения медиков, которые оказывают помощь заболевшим. Правительство Москвы поддержало гостиницы грантами на общую сумму около 1,7 миллиарда рублей и взяло на себя оплату проживания медработников. Все они обеспечены питанием и бытовыми услугами. Им предоставлены максимально комфортные условия, которые позволяют не отвлекаться от основных задач — борьбы с инфекцией и спасения жизней. Действие программы по размещению продолжается.

Антикризисные меры поддержки

Учитывая роль туризма в экономике страны, для сферы гостеприимства Москвы, пострадавшей в результате пандемии, был разработан ряд антикризисных мер. Представители гостиничного бизнеса получили возможность воспользоваться поддержкой города в виде арендных каникул. Это право реализовали свыше 120 организаций и индивидуальных предпринимателей. Освобождение от арендных платежей с 1 марта по 30 июня получили более 140 гостиниц, сэкономив таким образом порядка 130 миллионов рублей.

Также туристические предприятия малого и среднего бизнеса Москвы могли рассчитывать на получение субсидий, например компенсации расходов по коммунальным платежам и процентов по кредитам.

Новые решения и отраслевые партнерства

Ситуация, когда возможность путешествовать сильно ограничена, была использована представителями отрасли в том числе для того, чтобы вновь оценить свой продукт и получить новый опыт. И здесь столичный Комитет по туризму предложил игрокам рынка ряд проектов.

В феврале в Москве прошел первый в России масштабный туристический хакатон Moscow Travel Hack по теме цифровизации индустрии туризма и гостеприимства, финалисты которого получили поддержку проектов от бизнеса. В нем приняли участие более 260 команд разработчиков.

В рамках проекта Moscow Travel Hub была проведена серия антикризисных онлайн-мероприятий, в том числе вебинары с участием ведущих экспертов отрасли, где обсуждался широкий круг тем — от инструментов территориального маркетинга до вопросов профессионального развития в туризме. А в мае была запущена цифровая платформа travelhub.moscow, которая объединила представителей всех сегментов столичного рынка туризма и гостеприимства. Она дала возможность в режиме реального времени обсуждать вопросы взаимодействия, сообща разрабатывать инновационные туристические продукты, проводить индивидуальные онлайн-переговоры и многое другое.

Помимо этого, для содействия в создании и запуске новых сервисов и ИТ-решений в сфере туризма стартовала акселерационная программа «Фабрика туристических продуктов и сервисов». Проведено картирование всей столичной индустрии Travel Tech, прошло более 40 образовательных сессий.

Для профессионалов индустрии Мостуризм также запустил онлайн-мастерскую «Говорит Москва!», в программу которой вошла серия вебинаров. Они помогли участникам освоиться в новой реальности, узнать о новых трендах и изучить лучшие турпродукты столицы.

Запуск инновационных проектов

Для столичной индустрии туризма уходящий год ознаменовался стартом нескольких инновационных проектов. По инициативе Правительства Москвы был разработан Russpass — цифровой туристический сервис для организации путешествий. Он предназначен как для жителей России, так и для иностранных гостей. С помощью Russpass можно выбрать маршрут, забронировать отель, арендовать автомобиль, приобрести билеты в музеи, театры и спланировать персональное путешествие в несколько кликов.

Реализацию проекта курирует городской Комитет по туризму совместно с Департаментом информационных технологий.

На сегодняшний день с ним сотрудничают более 260 партнеров, включая более 100 туроператоров Москвы и других регионов России. На сайте представлено свыше 650 направлений, туров и авторских маршрутов. После возобновления международного туризма к платформе смогут присоединиться пользователи из других стран. Russpass доступен на русском и английском языках, к запуску готовятся и другие языковые версии.

Важным онлайн-проектом столичного Комитета по туризму стала медиаплатформа #Москвастобой, запущенная в марте этого года. На сайте представлены лекции, театральные постановки, виртуальные экскурсии, литературные чтения и многое другое. Всего собрано более 600 видеоматериалов. Иностранным пользователям доступна англоязычная версия проекта #Moscowwithyou.

Также узнать информацию о Москве можно на сайте Discover.Moscow — официальном информационном портале о современной Москве. Он доступен на русском, английском и китайском языках и позволяет получить информацию о туристической инфраструктуре и жизни Москвы, значимых культурных и развлекательных событиях города, точках туристического интереса.

Взаимодействие с международным туристическим сообществом и мировое признание

Для продолжения международного сотрудничества в условиях пандемии Москва провела серию телемостов с ведущими туристическими городами, включая Барселону, Париж, Сеул и Пекин. Для эффективной коммуникации Комитет по туризму Москвы внедрил новый формат цифровых роуд-шоу, которые стали площадками для организации встречных турпотоков между представителями туристической отрасли столицы и зарубежных городов-партнеров. Онлайн-встречи проводили в расширенном формате при участии туроператоров разных стран, что дало возможность привлечь широкую аудиторию профессионалов — более 30 тысяч человек.

Несмотря на кризис общемирового масштаба, в этом году Москве удалось укрепить свои позиции в качестве влиятельного игрока туристического рынка и ведущего центра притяжения туристов. Успехи города в области развития индустрии гостеприимства получили широкое признание.

Второй год подряд Москва удостоилась самой престижной международной премии World Travel Awards. Как и в 2019 году, столица вновь стала лауреатом в главной номинации «Лучшее туристское направление. Город». Наряду с ней в этой категории были представлены Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Рио-де-Жанейро и другие крупные города. Ценность премии заключается в том, что победителей определяют путем открытого голосования, участниками которого становятся как эксперты в туристической отрасли, так и путешественники со всего мира.

Фото: Ю. Иванко / Mos.ru

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код

Версия для печати