RSS

О «Русских вариациях на арабскую тему» расскажут в Москве

19.08.2019
3 сентября 2019 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына откроется фотодокументальная выставка «Русские музыканты в Ливане: вариации на арабскую тему», посвященная деятелям русской эмиграции, оставившим свой след в музыкальной культуре Ливана.

На выставке представлены документы из Государственного архива Тверской области (ГАТО, Фонд А.А.Корноухова), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Российской национальной библиотеки, Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича, библиотеки Американского университета Бейрута, частных собраний.

С начала 1920-х годов в Ливане сложилась многочисленная община российской послереволюционной эмиграции, основу которой составляли русские инженеры и техники, приглашенные администрацией Французского мандата на работу в Сирию и Ливан. Были среди них и музыканты. Эта профессия оказалась неожиданно востребованной в развивающемся ливанском обществе. Большинство музыкантов, как и остальные члены русской общины, осели в Бейруте, где их искусство достойно оплачивалось и пользовалось благожелательным отношением властей и местных жителей.

В 1923 году по инициативе выпускника Санкт-Петербургской консерватории Аркадия Яковлевича Кугеля в Американском университете Бейрута был организован первый в Ливане симфонический оркестр. Интерес к классической музыке и игре на музыкальных инструментах среди жителей ливанской столицы оказался столь велик, что в 1928 году было принято решение создать профессиональное учебное заведение — Институт музыки Американского университета Бейрута. Большинство его преподавателей были выходцами из России: выпускники Санкт-Петербургской консерватории Аркадий Кугель (директор-основатель), Мария Кугель (Малинская), Рудольф Кугель, Гавриэль Аблин, Тина Мантейфель, выпускник Московской консерватории Алексей Корноухов, Кира Личкус, Елена Лазарева, Адольф Савранский, М.Кричевская. Институт музыки АУБ вырастил целое поколение молодых музыкантов-исполнителей и педагогов. Его учениками были классики ливанской музыки — композиторы Туфик Эль Баша и Заки Нассиф, основатель Ливанской академии изящных искусств Алексис Бутрос.

Важную роль в популяризации классической музыки в Ливане сыграла возникшая при участии русских музыкантов Ассоциация музыкантов-любителей, из которой выросла Школа музыки — первый факультет Ливанской академии изящных искусств. Значительный вклад внесли преподаватели из России в становление и развитие Ливанской консерватории музыки, получившей с конца 1920-х годов статус национальной.

На православном кладбище Бейрута похоронена легенда русской оперной сцены Лидия Яковлевна Липковская.

Велика роль русских музыкантов в том, что Бейрут 1930–1960-х годов жил насыщенной музыкальной жизнью и обрел репутацию «Вены Ближнего Востока». Но едва ли не более значительной представляется заслуга русских преподавателей, которые заложили фундамент классического музыкального образования в Ливане и чьи ученики стояли у истоков ливанской национально-ориентированной композиторской и исполнительской школы.


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати